Лучшие афоризмы, высказывания, изречения, крылатые выражения
См. "Челом бить".
В верхушке русского общества в XIX веке жило привычное пренебрежительное отношение ко всему отечественному, созданному в России, слепое преклонение перед наукой, искусством, культурой Запада. Считалось, что самое большее, на что русские способны, - это подражание чужеземным образцам.
Народ никогда не стоял на такой точке зрения и где можно протестовал против нее. В народе очень любили рассказы и побасенки, повествующие о соревновании "наших" людей с чужестранцами и о победах, которые нередко одерживали при этом русский ум, смётка, выдумка, находчивость.
Писатель Н. С. Лесков из одной такой прибаутки: "Англичане стальную блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали" - создал чудесную повесть "Левша" ("Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе"); кузнец Левша умудрился не только изготовить для ножек заморской стальной блохи, видимой лишь в самый лучший "мелкоскоп", микроскопические подковы, но и поставить на каждой из них крошечными буквами тульское фабричное клеймо.
Благодаря этой повести выражение "блоху подковать" стало широко распространенной крылатой фразой, означающей: искусно выполнить самую замысловатую, особо тонкую работу.
В Ленинградском Эрмитаже находится картина великого голландского художника Рембрандта "Блудный сын". Она изображает счастливую встречу старого, благообразного отца с измученным и оборванным сыном, вернувшимся из далеких странствий. Рембрандт написал ее на евангельский сюжет о легкомысленном сыне, который ушел из отцовского дома, испытал множество несчастий, а когда вернулся, был радостно встречен всё простившим родителем. "Притча о блудном сыне" очень трогательна; ее уже много столетий знает весь мир, и повсюду слова "блудный сын" означают человека, который по легкомыслию пренебрег своими близкими, променял дом, семью, родину на чужбину.