Лучшие афоризмы, высказывания, изречения, крылатые выражения

Поделиться среди друзей
Нравится

Афоризмы (всего 1132)

***
И обходителен со всеми,
будь тем паче дружелюбен
с домочадцами своими,

ведь рознь меж близкими людьми
для мира тяжелее вдвое,
чем вражда между чужими.


***
Желанье счастья для себя,
где неизбывны
человеческие беды и страдание, –

что бы о том ни говорить, –
вот роковое и поистине
несчастное желание!


***
Ни недостатки, ни достоинства свои
на суд досужей неразборчивой толпы
равно не стоит выносить,

ведь унижать себя прилюдно
есть такое же, по сути, проявление тщеславья,
как и на людях хвалить.

***
То дело только лишь ещё
приобретает дополнительный,
весьма солидный вес,

что было тщательно продумано
и личный из которого
изъят был интерес.


***
В великом множестве людей
правда у каждого своя, –
и это лишний раз доказывает, что,
хотя б по этой уж причине,

сама бесхитростная истина
находится не зря
где-то всегда посередине.


***
Жизнь без видения цели,
представления о смысле,
словно та однообразная, унылая
дорога без конца,

в самом деле, не подобна ли во всём
существованию
печальному слепца?

***
И средь мужей учёных есть
свои провидцы и пророки,
не без имени и отчества,

и их по-своему чудесные
предвидения и
вполне научные пророчества!


***
Нет страха столь же нелогичного,
лишённого разумных оснований
в жизни сей,

как страх пред тем, что неизбежно
в быстротечности земных своих
отпущенных нам дней.


***
Труд, не зависящий от внешних
обстоятельств и условий –
труд души и труд сознания,

пусть не столь явно, но по-своему
одновременно служит
украшенью Мироздания!

***
Для счастья мало
и всех мыслимых богатств
без друга как без самого необходимого. –

И то сказать:
никто другой, ничто собою не заменит
человека нам любимого.


***
Подчас способно одиночество помочь
собраться с мыслями,
от суеты ль назойливой спасти…

и к сердцу ближнего, и собственному тоже,
в нервной сутолоке дней –
на путь ближайший набрести!


***
Не столько требуется сил,
чтобы иной из своих слабостей порою
не позволить проявиться,

как нужно их собрать бывает для того,
чтоб от неё и в самом деле
даже в мыслях отрешиться.

***
Всегда важно,
чтобы с силою недюжинной ума,
воображения тем боле,

лишь была соотносима
степень самообладания
и сила той же воли.


***
Тот путь влечёт,
что полон светлых перспектив,
открытий самых неожиданных
и ценных нахождений,

как, впрочем, полон в то же время
многочисленных препятствий
и больших преодолений.


***
Кто, одержимому под стать,
только и думает о прибыли –
на отдыхе иль с головой в работе, –

сродни тому же вору,
лишь себя обкрадывая тем,
иль не останется ни с чем в конечном счёте?

***
Чтоб быть судьбы своей хозяином,
не падать духом
в жизненных пронзительных ветрах, –

как кажется, вполне достаточно
всего лишь в обстоятельствах любых
уметь держать себя в руках.


***
Свойство памяти чудесное
(коль мы не расстаёмся с нею
думаю – и в смерти – я)

есть её способность
наделять все вещи преходящие
частичкою бессмертия.


***
Не в бескорыстии ль самом,
том, без которого весьма ущербен
был бы человеческий удел,

и состоит, по существу,
всё покрывающая выгода
от бескорыстных дел?

***
При взгляде честном на себя,
как правило, в минуту ту же
пропадает, право слово,

желанье всякое, хоть в чём-то ещё,
резко осуждать
хотя б кого-либо другого.


***
По сути, проповедь добра,
чтоб не разбрасываться попусту
высокими словами,

как представляется,
вполне уж можно было б ограничить
лишь достойными делами.


***
Не оттого ль
прожить не могут друг без друга люди,
даже ненавидя,
а тем более любя,

что не иначе, как лишь вместе
к ним приходит
в полной мере понимание себя?

***
Иные «маски» даже,
по обыкновению носимые на лицах,
не скрывают их отнюдь,

вполне правдиво поневоле отражая
их владельцев же
за ними укрываемую суть.


***
Прежде всего, пожалуй, надо постараться
самому себе не лгать,
да не являться миру «в гриме»,

чтоб неожиданно
предательски обманутому вдруг
не оказаться самому ещё другими.


***
В наше пресыщенное время
поклонение всеобщее вещам,
даже с формальной точки зрения,

по существу, не есть ли самое наглядное
свидетельство всеобщего
духовного падения?

***
Пусть внешности богоподобной
в мире нет ни у кого, –
однако ж думается мне:

богоподобное сознание
с богоподобным сердцем –
всё же может быть вполне!


***
Не столько чудо то на самом деле,
что являют «волшебство» и магия, при их
весьма туманном ещё нашем понимании,

как то, что запросто всю жизнь преобразить
в одно мгновение могло бы человеческую,
будучи основано на Знании!


***
Какой путь будет для него
ещё нехоженым, ему лишь
от рожденья предначертанным судьбою? –

Не тот ли, на котором сходится
в сражении незримом человек
изо дня в день с самим собою?

***
Любое дело,
будь то дело целой жизни,
без различия специфики и рода,

кроме упорства
ещё требует всегда
самостоятельного, своего подхода.


***
Огнекрылаты думы сердца
и свободно воспарять способны ввысь –
к мирам надземным, что не шутка!..

Но мысль, лишённая его огня,
обречена блуждать
среди извилин тёмных самого рассудка.


***
Сказать по правде, вряд ли есть резон
упрямо биться нам
над целым ворохом загадок Мироздания,

даже ещё самих себя,
ни места собственного в Нём,
по сути дела, не имея понимания.

***
Слово действенно воистину –
в людских умах и душах отозвавшееся
многократным эхом.

Дождь пролившихся возможностей
лишь тот и благодатен,
что увенчиваем радугой успеха…


***
Смотреть на жизнь
не предпочтительней ли в ярком освещении,
иначе говоря, как можно более сознательно,

уж для того хотя бы,
чтобы в её будничном бесцветном полумраке
не ослепнуть окончательно.


***
Случается, что длинный ряд
в глаза бросающихся негативных следствий,
повергащих в кручину,

уж роковым (не меньше!) образом,
за ними разглядеть, как надо,
нам не позволяет их причину.

***
Что пики вражеские, душу нам,
безжалостно кромсая, разоряют
неумеренные страсти…

Тем ещё шире, в свой черёд,
страх обуявший, как предатель,
открывает ворота любой напасти.


***
Известно, мысль материальна,
что само уже служить должно бы
предостережением,

ведь наши помыслы
по свету – уж помимо нашей воли –
промышляют проявлением.


***
Подчас его
как ни прельщали б мир и плоть
или, напротив может быть,
ни тяготило бы их бремя –

а духу вечному покров его
и всякое пристанище
даются лишь на время.

***
Немудро замыслы свои
отдать на волю обстоятельств,
безо всякого в них личного участья и борьбы,

всего себя ли – целиком на откуп
ветреному случаю, из рук своих
бразды беспечно выпустив судьбы.


***
И в наши дни
воспринимается людьми
всё выходящее за круг их представлений
с подозреньем, как опасное,

и отвергается, к великому прискорбию,
не столько даже мерзкое, случается,
как самое прекрасное.


***
Чтоб Книгу жизни ещё лучше понимать, –
что важно? – взглядов широта,
и плюс высокая сознательность…

Вдоль по обочинам пути
судьба разбрасывает собственные знаки. –
Что же нужно? – лишь внимательность!

***
Разве вступить в прямой серьёзный диалог
хотя б Посланнику Небесному
возможно как-то с нами

при нашей склонности с ехидцею съязвить,
спор затевать над смыслом вечных истин
да играть словами?

***
Питомцы лада и гармонии
ни в чём обычно без необходимости
не прибегают к крайностям…

Властитель собственной судьбы
вполне оправданно
не придаёт серьёзного значения случайностям…


***
Между смотреть и видеть,
слушать ли и в самом деле слышать,
можно с полною уверенностью это утверждать,

такая ж разница существенная есть,
как между голыми лишь фактами владеть
и быть способным понимать.


***
Не отвергай того, что кажется подчас
невероятным, но, быть может,
существует где-то рядом. –

Плюс ко всему, любого рода отрицание
едва ли обладает
позитивности зарядом.

***
При тех условиях, увы,
распространённого, едва ли не всеобщего,
сегодня нигилизма,

или не страх им порождаемой духовной пустоты
и есть причина
меж людьми преобладающего материализма?


***
Невольная
разлука с близкими своими
всех нас делает
как будто бы несчастней и грустнее;

а всё ж сердцами нас –
залогом неразрывной связи –
с ними сопрягает лишь теснее!


Лучше всего
на то, как мало люди верят
во влияние на них же
мыслей собственных своих,

не указует ли количество
той ненависти злой,
аккумулированной в них?

***
День безо всякой пользы прожитый,
словно урок пропущенный,
не повторится вновь –

ведь времени поспешный бег
необратим, как бег планет,
а также в жилах наших кровь...


***
В большом сообществе людском,
при всём желанье, невозможно обойтись
одним лишь торгом да базарами. –

И то сказать: обмен идеями
куда существеннее и куда весомей,
чем обмен товарами.


***
Раскатисто гремящий гром,
хотя б над самой головой его,
глухого не пугает…

Не так ли тот, кто спит душой,
ни увещания словам,
ни Гласу свыше не внимает.

***
Не столько дней,
сколько чем больше
над собою им одержанных побед
в себя вмещает его век,

тем, на поверку, и взрослей,
ещё сильней и закалённее
душою человек.


***
Во днях своих
любовью, честью ль, как товаром, торговать
всегда себе дороже выйдет
(не сказать, что к сожалению):

разменная торговля ценностями вечными,
является убыточной
уж по определению.


***
Не заключён ли корень всяческого зла
в превратно понятых лишь
воле и свободе? –

Ведь, как известно, не бывает
ни великого ни малого
злодея по природе.

***
Скрывая правду, всякий раз
нам ложь взамен, кроме себя,
не предлагает ничего.

А коли так, едва ли чем-то
различаются по сути
ложь и то же воровство.


***
Случается, от жизни в дар
что принимает с благодарностью один,
другой бездумно отвергает…

Одним как будто бы путём
приходят в противоположные концы –
и так нередко ведь бывает.


***
Отвеку
трудноразрешимых парадоксов жизнь полна.
Так, чтобы лишь прийти к себе,
нужны порой десятилетия
томительных блужданий;

источник «райских наслаждений», на поверку,
превращается легко
в исток немыслимых страданий...

***
Тепло и свет твоей души
пусть напитать всех и согреть не в силах
сирых и убогих,

но, тем не менее,
способны и при этом оказаться
утешительны для многих!


***
В днях наших исподволь
всё более к молитве и смирению
недаром подвигает нас Господь. –

Ведь, в самом деле,
лишь радение о духе оправдает
нашу грешную и немощную плоть.


***
Что совесть в нас? – Иль не она
есть тот поистине священный
охраняемый Порог,

что в целом мире отделяет
царство сумрачное Зверя
от того, где правит Бог?